«Опыта депутатов достаточно, чтобы реально влиять на ситуацию», - Сергей Жалыбин.
За его плечами годы законотворческой работы. Начинал депутатом областного маслихата, был сенатором Парламента, вице-министром юстиции Казахстана. Сергей Жалыбин - опытный юрист, ныне советник акима области рассуждает о вопросах коррупции и роли маслихатов в решении этой проблемы.
- Сергей Михайлович, последние несколько лет в прессе все чаще мелькают фигуранты коррупционных скандалов. И это чиновники довольно высокого полета. Неужели нарушать стали больше?
- Картина не совсем такова. Количество коррупционных правонарушений, проходящих по адмкодексу, в нашем регионе снизилось на треть. Костанайская и Северо-Казахстанская области вообще относятся к наименее коррумпированным в Казахстане. Это данные республиканских статистических органов. Но вы правы в том, что несколько выросло количество коррупционных преступлений, карающихся по УК.
На мой взгляд компетентные органы ушли от малозначительных правонарушений и переориентировались на выявление именно преступлений. Без всякого сомнения, это говорит об эффективной работе правоохранительных органов. С другой стороны госслужащие сделали выводы и стали тщательнее следить за своими действиями. Хотя проблема выявления преступлений, равно как и проблема грамотности госслужащих, остается актуальной.
- Скажите, а в чем, по вашему мнению, причина роста количества выявленных преступлений?
- Во-первых, в закон «О борьбе с коррупцией» было внесено немало изменений. В том числе, предложения поступали и от депутатов областных маслихатов. Устранены многие нормы закона, которые могли толковаться двояко. Во-вторых, изменился подход к решению проблемы. Уже разработан новый законопроект, задача которого не карать, а предупреждать. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев тоже говорил об этом, подчеркивая, что необходимо наладить эффективную профилактику преступлений. И здесь депутаты маслихатов области, обладая определенным опытом работы в рамках действующего законодательства, стали выходить с предложениями по поводу того, что нужно изменить. Работа отлажена и она приносит результаты.
- Какие еще законы были скорректированы благодаря работе депутатов на местах?
- Самый свежий пример - Закон «О государственных закупках». Документ был принят сырым. В результате получилось, что он не столько подтвердил свою экономическую важность, сколько создал площадку для совершения коррупционных правонарушений. Этот вопрос уже не раз ставился перед правительством и депутаты сегодня набирают материал. Уже внесен ряд поправок, но их недостаточно. Хотя здесь главное, что депутаты смогли переломить структуру закона.
- Но ведь в маслихатах нет такого количества профессиональных юристов, которые могли бы грамотно формулировать предложения...
- Их нет, но мы должны понимать, что депутаты маслихатов сегодня намного грамотнее чем, скажем, 15-20 лет назад. Как юрист могу об этом судить. Сам был депутатом облмаслихата в середине 90-х. Тогда в маслихаты приходили люди, которые обладали потенциалом работы на госслужбе, но работали по советским меркам. Это давало позитивные результаты. Со временем сложилась отечественная правовая система, и потребовалась перестройка маслихатов. Сегодня их работа строится только на основе действующего законодательства. И депутаты его достаточно эффективно применяют.
- Сергей Михайлович, по вашему мнению, в чем причина коррупции как явления?
- Проблема не в несовершенстве законодательства, а в создании атмосферы, когда стремление к обогащению становится нормой жизни. Мы создали в стране, как ни печально это признавать, такую ауру. Раньше в казахстанском обществе отсутствовали условия для коррупции. Она к нам пришла из России, в истории которой было три человека, которые пытались искоренить это явление. Это Иван Грозный, Петр I и Иосиф Сталин. Петру это не удалось. Иван Грозный просто создал систему, при которой было не до коррупции: сохранить бы от опричников нажитое. Сталин тоже шел путем репрессий. Но у него как раз было то, чего нет сейчас. Верхушка была несколько выше по уровню быта, но не было такой разницы уровня благосостояния как сейчас. Да и не выпячивались финансовые возможности. Сегодня разрыв налицо. И нижестоящие чиновники порой пытаются дотянуться до уровня жизни верхушки. Эти стремления порождают ту самую коррупцию, которая дает повод нам говорить, что по Казахстану есть рост коррупционных преступлений.
Евгения Ермакова