Методические рекомендации по осуществлению расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта
Приложение № I
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по осуществлению расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта
1. Данные Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения соблюдения требования пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» и пункта 2 статьи 14-1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», согласно которым пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, должна содержать результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта (далее - НПА).
2. Методические рекомендации устанавливают общие требования к осуществлению оценки регулятивного воздействия НПА на снижение или увеличение затрат субъектов частного предпринимательства, а именно, расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие НПА.
Объектом осуществления таких расчетов являются все проекты НПА, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства. Предметом осуществления расчетов выступают потенциально возможные или реальные экономические последствия введения в действие НПА для субъектов частного предпринимательства, выражающиеся в увеличении и (или) снижении затрат субъектов частного предпринимательства.
3. Расчет осуществляется в несколько этапов:
1) Подготовительный этап.
Для осуществления расчетов государственному органу-разработчику следует создать рабочую группу из представителей заинтересованных государственных органов, представителей субъектов частного предпринимательства, чьи интересы затрагиваются проектом НПА, в том числе аккредитованных при государственном органе объединений субъектов частного предпринимательства, специалистов-экспертов, которые знакомы с областью предстоящего регулирования (экономисты, юристы и специалисты в области (сфере) планируемого проекта НПА). Осуществление расчетов может также проводиться в рамках работы созданной рабочей группы по разработке НПА. Рабочая группа определяет:
круг общественных отношений (сферу), которые подвергнутся регулированию НПА;
круг субъектов, права и обязанности которых затрагиваются НПА;
перечень и характер новых требований к субъектам частного предпринимательства, к осуществляемой ими предпринимательской деятельности, предусмотренных проектом НПА, при этом следует определить, ужесточаются или упрощаются существующие требования;
перечень и характер исключаемых НПА требований к субъектам частного предпринимательства, к осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
2) Организационный этап.
На данном этапе осуществляется сбор, систематизация и обработка информации, источников, требуемых для процедуры расчетов, формирование структуры и состава характеристик объекта расчетов, опрос (анкетирование) заинтересованных групп, иные мероприятия, направленные на анализ НПА, позволяющие улучшить качество расчетов.
На этой стадии определяются возможные группы интересов, их представителей, проводятся, если требуется, консультации и рассмотрение воздействий.
Любая оценка основывается на информации о прошлом и ожиданиях от будущего. Информация о прошлом может быть получена из статистических данных:
- данные органов статистики;
- ответы на запросы, направляемые в государственные органы (организации), которые осуществляют статистический учет показателей;
- научные публикации по вопросам прогнозирования последствий, материалы научно-практических семинаров, конференций и совещаний;
- результаты социологических и демографических исследований;
- публикации в средствах массовой информации, в том числе опубликованные на официальных сайтах в сети Интернет, аналитические материалы;
- различные реестры, данные ведомственных мониторингов.
Ожидания от будущего могут быть высказаны представителями сторон, которые испытают воздействие нового НПА, а также могут быть результатом анализа и оценки со стороны.
3) Расчет, подтверждающий снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие НПА.
На данном этапе проводится непосредственно процедура расчета данных, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие НПА.
На этом же этапе при необходимости выявляется недостающая информация, корректируется полученная информация, вносятся уточнения в информацию, полученную на первом и втором этапах.
На основе информации, полученной на втором этапе, рабочая группа просчитывает:
- прямые выгоды или убытки. Вытекают из новых требований НПА. Воздействие такого характера следует ожидать при введении новых видов налогов, увеличении налоговой ставки, сбора и т.д. или новых субсидий, льготных кредитов;
- косвенные выгоды и убытки. Образуются в результате осуществления цели регулятивной нормы.
Выгода выражается в упрощении условий осуществления деятельности, при этом следует рассчитать, насколько снизит затраты предпринимателей такое упрощение (например, исключение какого-либо квалификационного требования к лицензируемым видам деятельности).
В убытки включаются дополнительные усилия тех, на кого распространились новые правила (требования).
Это могут быть денежные затраты (например, закупки определенных товаров и услуг, затраты на получение лицензии, участие в тендерах, приобретение новых технологий, дополнительный найм работников, расходы на установку и ремонт оборудования, увеличение минимального уставного капитала и т.д.) и неденежные затраты (возросшие затраты времени и т.д.); административные расходы (дополнительные расходы, которые каждый, кого это касается, должен сделать, чтобы следовать новым требованиям (время и финансовые средства на сбор данных для отчетов, регистрации, заполнение документов, ведение переписки, консультации по отчетности и др.).
При этом необходимо иметь в виду, что все виды убытки (затраты) следует делить на единовременные и повторяющиеся затраты. Единовременные затраты - это те, которые предприниматели несут лишь один раз в связи с принятием нового НПА. Повторяющиеся затраты - это затраты, которые бизнес несет постоянно или через регулярные или нерегулярные интервалы времени (например затраты, связанные с обновлением производства в результате новых требований, на периодические перерегистрацию, уведомления, отчетность, заявления на разрешительные документы, лицензии, налоговые декларации и статистические отчеты, маркировка продукции и т.д.).
При осуществлении расчетов с учетом вышеуказанных выгод и убытков определяется изменение поведения субъектов или групп субъектов на соответствующем рынке (сфере).
Если польза, которую извлекают из данной возможности, возрастет, то люди, скорее всего, выберут именно ее. Наоборот, если повысятся личные затраты, связанные с данной возможностью, люди выберут ее с меньшей вероятностью. Законодательство может оказывать влияние на стимулы граждан и на предпринимательство при помощи зависимостей.
Например, установление новых требований к осуществлению определенной предпринимательской деятельности, т.е. для достижения прежних результатов нужно приложить больше усилий, что является уменьшением выгоды предпринимателей. Данное, в свою очередь, меняет стимулы осуществления этой деятельности, ввиду ее возможной нерентабельности. В результате или уменьшится объем осуществляемой деятельности, сократится число субъектов на соответствующем рынке, или повысится цена.
Обратным будет результат при уменьшении усилий. Так, например, при устранении таких требований, как внедрение более высоких технологических или экологических стандартов производства, введение более высокого образовательного ценза для осуществления какой-то деятельности, новые требования по учету, качеству продукции, наличию капитала и имущества и т.д.
Многие НПА, направленные на активное изменение определенного состояния дел и достижение определенных целей предусматривают прямое и косвенное вознаграждение за определенное поведение. Большее вознаграждение, при равных прочих условиях, повышает стимулы для осуществления деятельности. Выгоды увеличиваются государством с помощью, например: прямых субсидий определенным лицам или деятельностям, введения минимальных цен, направления потребления, в том числе и государственных закупок, к определенным секторам и т.д.
В данные расчета также включаются:
- показатели занятости;
- показатели производительности труда;
показатели динамики развития компаний (объемы производства и инвестиций, доля в экспорте/импорте, финансовые индикаторы и др.);
- структура доходов и расходов.
Расчеты могут также осуществляться аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства и представлены ими в своих экспертных заключениях, которые подлежат обсуждению в рамках работы рабочей группы.
4) Заключительный этап.
На данном этапе осуществляется оформление результатов проведенного анализа.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» и пункта 2 статьи 14-1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта, излагаются в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта.